Performance 360
Подпишитесь на рассылку
Присоединяйтесь в соцсетях
Напишите тут, что ищете, и нажмите Enter. Нажмите Esc, чтобы отменить поиск.
ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так

ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не такчтение займёт 7 мин.

В «Альпина Паблишер» вышла книга «ВкуссВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так» — о становлении компании (и первого бизнеса ее создателя Андрея Кривенко — «Избенка»). Про успехи, стратегии, набитые шишки и отношение к людям и бизнесу. Публикуем отрывки из двух глав — про IT-решения и автоматизацию.

ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так

ПРАВИЛО 33.

Сегодня для бизнеса IT-система — как смартфон для современного человека. Жить можно и без него, но качество жизни при этом пострадает

«ВкусВилл» никогда бы не стал столь мощной и быстроразвивающейся сетью без IT-системы, лежащей в основе всех процессов компании. И в этом единоличная заслуга Андрея Кривенко.

— Еще во времена «Избёнки» я понял, что готовых IT-решений для нашего формата нет. В нашей сети представлены товары только под собственной торговой маркой. Во всех существующих IT-системах нужно было вводить бренды. А у нас стандартный товар «молоко 3,2%» может быть от совершенно разных производителей. Я попытался первое время работать с одной консалтинговой компанией, чтобы доработать их решение под себя, потратил деньги и время, но ничего хорошего не получилось. Пришлось создавать софт с нуля, — вспоминает Андрей.
Поначалу вся IT-инфраструктура была создана в Microsoft Access — базе данных, которая, мягко сказать, не предназначена для управления крупным бизнесом. Тем не менее до 2014 года вся компания управлялась через нее. После мы перешли на базу SQL и 1С.

При этом в штате «ВкусВилла» никогда не было своего IT-отдела. Все разработки вела небольшая компания, близкая нам по духу. Удавалось работать быстро и без лишней бюрократии.

Сегодня IT-доработки во «ВкусВилле» выполняют сразу несколько сторонних компаний, а каждый наш сотрудник является заказчиком, который напрямую ставит задачу разработчикам. Техническое задание пишется на пользовательском языке, а уже программисты переводят все «хотелки» на язык разработчиков.

Традиционное IT-решение для розницы подразумевает, что продавцы вбивают данные, а потом бухгалтеры, финансисты их разбирают и анализируют. Для этого нужно, чтобы в каждом магазине был установлен сервер, к нему были подключены кассы и раз в день серверы скидывали информацию в общую базу. Получается медленно и очень громоздко.

Во «ВкусВилле» все сильно упрощено. Наши магазины работают онлайн — мы видим продажи и ошибки в реальном времени. А обычный продавец-кассир напрямую работает с самой аналитической программой, внося изменения и корректировки непосредственно в базу данных. При этом работа проверяется сервером на предмет корректности информации. То есть касса является как бы мобильным приложением всей системы. Интерфейс, естественно, рассчитан на людей далеких от IT.

Работа в онлайне позволяет видеть всю картину компании целиком. При такой схеме нельзя что-то внести задним числом, исправить или скрыть — появляется та самая прозрачность, которая очень важна при построении доверительного бизнеса. Мы очень быстро реагируем на любые изменения. Отчет за неделю приходит к нам в понедельник утром и является важнейшим документом — по нему мы видим тренды и сразу же вносим коррективы, если что-то разладилось. Поэтому нам легко запускать любые изменения, связанные и с программами лояльности, и со списанием, и т. д. В следующий понедельник мы увидим, как изменилось количество покупателей, средний чек или что пошло не так, как планировалось.

Благодаря IT нам не нужно раздувать штат, и для многих наших служб не так важно, сколько в управлении магазинов — 20, 350 или 1000. Ведь в бизнес-процессах ничего не меняется, а техника обрабатывает любое количество записей по одному алгоритму.

— Если вы приобрели ERP-систему, например SAP, то никто, кроме сотрудников SAP, с ней работать толком не сможет — ты навсегда подсел на эту иглу. Все IT-компании зарабатывают на поддержке и внедрении. Им выгодно внедрять IT-продукты вечно, как нашим дорожникам выгодно вечно менять асфальт. При этом проблема всех «коробочных» IT-решений в том, что компания должна подстраиваться под программу. Это неправильный подход — софт должен подстраиваться под бизнес. У нас много менеджеров, которые ничего не понимают в IT. Они вырабатывают решения и не задумываются, реально ли это сделать. Обычно все наоборот. Сидит IT-директор, которому нужно уложиться в бюджет, менеджеры его просят о чем-то, а он отказывает — нет, так нельзя сделать, это будет стоить миллионы. При такой схеме работы бизнес никогда не будет быстрым, — объясняет Андрей Кривенко.


ПРАВИЛО 34.

Автоматизация должна упрощать жизнь сотрудников и клиентов. Если происходит наоборот, значит, это не автоматизация, а чепуха.

Огромный плюс автоматизации в том, что она освобождает от рутины. Именно рутинные, одинаковые, бессмысленные действия раздражают эффективных сотрудников. И здесь Андрей Кривенко вновь очень помог всем тем коллегам, кто стремился владеть информацией, но не хотел совершать одни и те же операции. Андрею первому стало лень каждый вечер заходить в 1С и выгружать финансовые показатели.
К тому же информацию по выручке ежедневно почти одновременно выгружали 10–15 сотрудников компании. То есть одни и те же данные запрашивались у сервера с 10–15 различных устройств. А это пусть незначительно, но влияет на скорость всей IT-системы.

— Я стал думать, как мне получать отчет по выручке на рабочую почту и при этом иметь возможность сразу обсудить его с кругом заинтересованных в финансовых показателях сотрудников, — вспоминает Кривенко. — Так родился самый первый автоматический отчет. Он приходил в одно и то же время — после закрытия всех магазинов, и мы могли потратить 15 минут вечером, чтобы обсудить цифры, которые были у всех перед глазами.

В большинстве розничных сетей работа с информацией построена следующим образом. Работники вносят данные в единую информационную систему вручную, а такие устройства, как кассы и датчики, — автоматически.

Компании нужно либо обучить сотрудников самостоятельно генерировать отчеты по различным параметрам и запросам (что невероятно сложно), либо взять в штат секретарей-аналитиков, которые будут постоянно запускать отчеты по запросу (проще, но медленно и старомодно).

Мы разработали свою систему, которой очень довольны, и теперь не представляем жизни без нее. Ее обслуживает одинединственный программист SQL, и он же еще ее и дорабатывает.

Сотрудник любого отдела компании на «человеческом» языке формулирует запрос, объясняя программисту, какой отчет он бы хотел получать и когда. Программист переводит на IT-язык, прописывает условия для отчета, и после этого сервер автоматически подтягивает нужную сотруднику информацию и присылает ее ему на электронную почту, телефон (в форме SMS) или в Telegram в заданный интервал времени.
То есть нам нужно лишь один раз «показать» системе, на основании каких данных составляется отчет, и больше никогда не возвращаться к его формированию, так как теперь система сама посчитает, проанализирует и пришлет все данные в нужное время нужному сотруднику.
Технически все устроено довольно просто. Система делает запрос в SQL (итоговая таблица для отчета) и ставит его в автоматическую отправку. На выходе получается электронное письмо с таблицей в теле письма в формате html. Система самостоятельно «разрезает» таблицу по адресатам и отправляет каждому сотруднику лишь нужную ему часть отчета отдельным письмом.

Со временем мы научили систему анализировать данные за разные периоды времени, сопоставлять их и выдавать общий результат. Традиционно в майские праздники случается отток москвичей, уменьшается количество чеков. Поскольку в наших магазинах ежедневные поставки продукции с производств, нам важно заказать правильное количество товара, чтобы, с одной стороны, хватило, с другой — не было больших списаний. Раньше, чтобы посмотреть заказ товара и остатки за предыдущие годы, приходилось создавать несколько отчетов, ждать, пока они выгрузятся, и сводить их. Теперь на это не тратится времени вообще. Система сама присылает полный анализ заказов и продаж на майские праздники разных лет на почту.

Каждое действие сотрудников в системе проверяется самой же системой. Если действие некорректно, то оно «не принимается» и тут же пользователю высылается оповещение. Сейчас это в основном e-mail, в критических случаях SMS.

Например, при отмене чека кассиром сообщение приходит помощнику управляющего по рознице. Поэтому в наших магазинах для отмены чека не нужно ждать старшего продавца, чтобы тот физически подтвердил операцию. Каждый кассир уполномочен сделать это самостоятельно и прекрасно знает, что частая отмена чека вызовет вопросы у помощника по рознице, ведь о каждом случае отмены станет известно сразу.

Подобных отчетов настроено больше сотни. Технологам нужны отчеты по их товарам, маркетологам — по успешности акций, количеству обращений от клиентов, рознице — по списаниям, отменам, выручке. В автоматических отчетах мы получаем информацию о зависших остатках на складе, сообщения о поступлении новых товаров, о прекращении заказов, недопоставках.

И на создание этих важных для компании отчетов не затрачивается ни секунды человеческого времени!

За один день сервер формирует около 1000 регулярных отчетов и рассылает около 25 000 реакций на действия сотрудников (прием товара, списания, перемещения). Для тех, кто работает вне офиса, — это спасение. Ведь ты фактически получаешь сведения об итогах каждого дня по электронной почте.

Сейчас трудно представить, как мы работали раньше, а остановка на сутки этой системы просто парализует компанию, наравне с выключением света.

Оставьте комментарий