В одном черном-черном мессенджере...
был один черный-черный канал про диджитал…

От общества трезвости до мирового господства. Как Томас Кук придумал пакетный туризм

Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»

В конце сентября в Британии разорился старейший туроператор — The Tomas Cook Group. Компания, созданная священником Томасом Куком почти 180 лет назад, началась с путешествия общества трезвости за город и со временем превратилась в империю пакетного туризма. Рассказываем, как так получилось и как развитие e-travel поспособствовало краху компании.

Баптистский священник, ставший коммерсантом

Томас Кук родился 22 ноября 1808 года в Мельборне в бедной английской семье. Работать он начал очень рано — уже в 10 лет трудился у огородника, получая жалование 6 пенсов в неделю. Вскоре после смерти отца его отправили в школу при монастыре. Это сильно повлияло на характер юноши: достигнув 17 лет он принял крещение и стал полноценным членом баптистской церкви, а впоследствии вступил в региональное Общество Трезвости. В 1826 Томас стал проповедником — много ездил по округе, распространяя литературу и брошюры, направленные на борьбу с пьянством. Некоторые из них Кук даже сочинял сам. Именно фанатичная борьба с пьянством, как это ни парадоксально звучит, и стала началом его карьеры первого в мире турагента.

Трезвенники едут отдыхать

С открытием железной дороги Томас Кук неожиданно понял, что это прекрасное изобретение, которое можно использовать для рекламы трезвого образа жизни. Год спустя общество трезвенников решило собраться на съезд из Лейстера (где тогда жил Кук) в городок Лафборо. Поехали они по железной дороге, а Томас Кук вызвался организовать путешествие.

На все про все у него ушло две недели: требовалось договориться о культурной программе и питании, а также напечатать и распространить рекламные листовки и билеты. Наконец, все было готово и 570 «друзей трезвости» отправились в путь. Встречей все остались очень довольны: на ней, помимо праведных речей, были также гуляния, танцы под музыку, оркестр и обед. По сути, этот съезд и стал первой организованной туристической поездкой. Кук, хоть и не получил тогда от никакой прибыли, смекнул, что на организованном туризме можно построить бизнес.

Но на одной железной дороге Кук не остановился и начал осваивать другие транспортные маршруты. Спустя несколько лет, в 1843 году, он организовал 16 лодочных экскурсий по Темзе, а еще через два года устроил экскурсии по всей Англии. В 1855-м году Кук организовал первое путешествие за границу — в Париж. Бывший священник все предусмотрел, чтобы в пути у туристов не возникло никаких проблем. Он сам заранее проехал по маршруту, посетил рестораны, в которых планировалось кормить гостей, а также заключил контракты с гостиницами и выпустил путеводитель с описанием достопримечательностей и советами о поведении в поездке. После успеха во Франции Кук стал предлагать оздоровительные туры в швейцарские Альпы и экскурсии по Италии. Бизнес Кука процветал, и вскоре он открыл «Общество Т.Кука» — первую компанию в Англии с офисом в Лондоне, занимающуюся организованным туризмом.

Увеселительная поездка по Европе и Святой Земле

В 1872 году Кук решается организовать первый кругосветный круиз. Среди десяти пассажиров парохода «Квакер Сити» оказывается на тот момент не слишком известный юморист Сэмюэл Клеменс, пишущий под псевдонимом Марк Твен. Он отправился в путешествие в качестве корреспондента «Alta California» и «New-York Tribune». Эти заметки, которые позже легли в основу книги «Простаки за границей», и сделали писателя знаменитым, а Куку принесли мировую славу. Твен пишет, что планируемая «увеселительная поездка по Европе и Святой Земле» не сходила со страниц газет по всей Америке, поскольку раньше ничего подобного мир не знал.

«Ее участникам — вместо того чтобы нагрузить грязный пароходишко юностью, красотой, пирогами и пыш­ками, проплыть по какой-нибудь безвестной речке, высадиться на зеленом лужке и мучиться, трудолюби­во резвясь весь долгий летний день в уверенности, что это весело, — предстояло под гром пушечного салюта отплыть на громадном океанском судне с развевающи­мися вымпелами и превосходно провести время по ту сторону широкой Атлантики, под незнакомыми небе­сами, в странах, прославленных историей!», — писал Твен.

Многие месяцы путешественники плыли «по овеянному ветрами океану и залитому солнцем Средиземному морю». Кстати, несколько дней пароход стоял в порту Ялты, где туристом посчастливилось встретится с императором Александром II. Оттуда корабль отплыл в Константинополь и объехал затем полмира. Это путешествие послужило началом практики групповых экспедиций. Как правило, туристов в пути всегда сопровождал либо сам Томас Кук, либо кто-то из его сыновей.

Мировая экспансия

После «кругосветки» Кук открыл филиалы своей фирмы в разных странах и городах и организовывал поездки по всему миру. Секрет успеха конторы Кука заключался в том, что туризм перестал быть исключительно уделом аристократов, а стал доступен и среднему классу.

Так, в частности, Кук смог свести до минимума операционные затраты, став практически пионером пакетного туризма — предоставляя комплекс услуг, которые продавал по одной цене (билет+ номер в отеле). Он постоянно открывал новые направления и использовал прогрессивные технологии: помимо туров по железнодорожной дороге и кругосветного путешествия на пароходе, он также первым стал организовывать туры в Египет и другие экзотические страны.

Контора Кука имела договоры с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами по всему миру. Клиентам Кука предоставлялись существенные скидки. Компании, в свою очередь, сами очень хотели с ним работать, поскольку бывший священник обеспечивал им большой поток туристов.

На месте путешественников всегда встречали агенты конторы, которые провожали их до гостиницы. Как мы бы сейчас это назвали, трансфер.

«Даст вам комнату в лучшем отеле,

Тёплую ванну и завтрак в постели.

Горы и недра, север и юг,

Пальмы и кедры покажет вам Кук…», — писал о конторе Кука Самуил Маршак.

Именно Кук ввел трэвел-чеки, своего рода аналог денег для путешественников, призванный обезопасить их от потери наличности. Дорожный чек — это денежное обязательство, которое должны оплатить наличными деньгами владельцу в момент предъявления. Средства выплачивают в валюте той страны, где находится турист. Таким образом, например, купив чек за фунты в Англии, можно было получить франки во Франции по официальному курсу. Каждый чек был именным, поэтому в случае его кражи вор не мог обналичить деньги. Кстати, эта идея Кука применяется и по сей день — по той же схеме работают чеки American Express и Travelex.

Контора Кука была широко известна в России. Еще до появления «Интуриста» в СССР, в начале 20-х годов, советские власти вели переговоры о создании туристической инфраструктуры в стране Советов именно с конторой Кука, поскольку ее имя было на слуху, а услугами пользовались еще в дореволюционной России. Но стороны так и не смогли договорится между собой о сотрудничестве.

Кук, а затем и его наследники, держали руку на пульсе: например, компания Thomas Cook & Son стала официальным туристическим агентством первых современных Олимпийских игр 1896 года в Афинах. А в 1919 первой фирмой, которая начала перевозить туристов на самолетах.

Это конец

Контора Томаса Кука несколько раз меняла собственников, однако смогла продержаться на рынке более 170 лет. Туроператор предлагал недорогие путевки более чем по 60 направлениям в 25 странах — в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. В прошлом году клиентами Thomas Cook Group стали свыше 19 млн туристов, а в подразделениях компании работали порядка 22 тыс. человек. Thomas Cook Group обслуживала 105 самолетов и 200 собственных отелей, но не смогла избежать банкротства.

В конце сентября этого года старейший туроператор (принадлежавший к этому времени немецкой C&N Touristic AG) объявил о ликвидации. За последний год акции компании на Лондонской бирже стремительно падали — на 94%, а капитализация опустилась до $69 млн. Инвестиции в 900 млн фунтов, которые акционерам и кредиторам предложила вложить китайская туристическая компания Fosun Tourism Group (владеет 18% Thomas Cook) тоже бы не хватило, чтобы туроператор смог продолжить работу.

Эксперты отмечают, что на кризис в Thomas Cook могло повлиять развитие авиакомпаний-лоукостеров easyJet и Ryanair и возможность бронировать путешествия самостоятельно. Кроме того, вместо комплексного пляжного отдыха британцы стали выбирать туры выходного дня. Игнорируя новые тренды и продолжая держаться массового туризма по путевкам, Thomas Cook Group стала не интересна людям, научившимся заказывать отели и билеты. 

Кроме того, в самой компании говорили, что британцы стали реже бронировать путевки из-за «Брекзита» и вызванной им ситуацией нестабильности в стране.

Мария Осина

Оставить комментарий

You don't have permission to register
50864159