Performance 360
Подпишитесь на рассылку
Присоединяйтесь в соцсетях
Напишите тут, что ищете, и нажмите Enter. Нажмите Esc, чтобы отменить поиск.
ROI

ROIчтение займёт 3 мин.

ROI (Return On Investment) — это коэффициент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений. Он в процентном соотношении демонстрирует прибыльность (при значении больше 100%) или убыточность (при значении меньше 100%) конкретной суммы вложения денежных средств в определенный проект.


Для расчета ROI используется следующие данные:

  • Себестоимость продукта (или услуги) — включает в себя все затраты на покупку частей для продукции, доставку до склада, производство товара, зарплату работникам и т.д.
  • Доход — конечная прибыль с продажи продукта или услуги.
  • Сумма инвестиций — суммарное количество денежных средств, которые выступали в роли вложения, например, бюджет на контекстную рекламу.

Формулы для расчета ROI:

1. Самая популярная в маркетинге и простая формула — общий возврат на инвестиции:
ROI = (доход — себестоимость) / сумма инвестиций х 100%

Для удобства в последнем действии мы умножаем на 100%. Если полученное число меньше 100, то вложения не окупаются. Если ROI = 100%, то затраты только окупаются.

Если мы продаем что-то за $50, и вы делаете 4 продажи, потратив на рекламу $100, формула ROI выглядит так:

ROI = (Доход = 4 х $50) – (Расход на рекламу=$100) / расход на рекламу = $100ROI = 200 -100 / 100 = 1 или 100%

2. Если к предыдущему расчету добавить период, то получится  формула расчета, которую используют финансисты. Она рассчитывает доходность за период владения активами, то есть можно узнать насколько объем вклада денежных средств вырос к концу периода.

ROI(период) = (Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период — Размер осуществленной инвестиции) / Размер осуществленной инвестиции.


Чем масштабней кампания и шире цели, тем больше усилий, необходимых переменных для вычисления, и тем сложнее приемы, которые используют исследователи, консультанты и маркетологи.
Говоря о том, где следует использовать эту метрику, надо понимать, что ROI не универсальный инструмент и существуют случаи, при которых рассчитывать коэффициент инвестиций бессмысленно.
Например, при рекламе и продаже товаров или услуг, при покупке которых клиент не сразу принимает решение. Покупка машины, квартиры, крупной бытовой техники, дорогих товаров. Клиент взвешивает все “за” и “против” достаточно долго. Он может перейти по объявлению, а покупку совершить через неделю или месяц. Соответственно, ROI будет меняться в зависимости от периода исследования.

При большой разнице в сумме сделок ROI тоже сложно учитывать. Например, при продаже автомобиля рассчитывать коэффициент инвестиций в рекламу очень сложно, потому что разовая продажа одного дорогого автомобиля может поломать все расчеты.


Инструменты для расчета ROI:

  • Встроенная функция для расчета ROI в системах аналитики. Всё что вам нужно — это фиксировать факт продажи;
  • Кто любит попроще — использует excel;
  • Специальные сервисы:
    roi-calc.ru
    checkroi.ru
    Roistat (подходит для профессионального расчета ROI). 

Рассмотрим расчет ROI на примере получения кредита для малого бизнеса:

Кредиты для малого бизнеса позволяют финансировать всё: от разработки новой линии продукции и закупки оборудования, до оплаты ежедневных расходов. Тем не менее, есть и плохие новости: кредиты не бесплатны, и нужно заранее просчитать стоимость такого финансирования, как его использование отразится на доходах в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Бизнес развивается, становится сложно контролировать наличие товара на (виртуальных) полках. «Нет в наличии» — частое явление на витринах вашего интернет-магазина. Приходится приобретать дополнительные товары и оборудование, чтобы поспевать за растущим спросом.

После расчётов выясняется, для закупки товара необходимо 55 000 рублей. Вам предоставили срочную ссуду на эту сумму сроком погашения на два года с фиксированной процентной ставкой в 15% и 3% комиссией банку за предоставление кредита.

При такой комиссии по кредиту итоговая процентная ставка будет 18.13% (что звучит довольно дорого на первый взгляд), то есть ежемесячная выплата по кредиту будет равна 2 666 рублей.

При этом расчеты показывают, что покупка дополнительного оборудования повысит доход компании на 6 000. То есть кредит не только покроет ежемесячные выплаты по кредиту, но и принесёт дополнительный доход в 3 333 рубля.

Формула расчета ROI здесь будет выглядеть так: ROI = (3 333 — 2 666) / 2 666 = 0,25 или 25%

Несмотря на то, что фактическая ставка процента по кредиту превышает 18%, рентабельность инвестиции в 25% позволит получать дополнительную прибыль.

Материал подготовлен при участии Марии Финченко, руководителя проектов агентства комплексного digital-маркетинга с performance-подходом Artics Internet Solutions.