Марокко в сети: плохой хороший интернет, семейные связи и сайт для женщин Магриба

Есть места, где на стабильный и быстрый интернет едва ли стоит рассчитывать. Затерявшись в Атласских горах, вы вряд ли закажете доставку суши, да и с вызовом такси в Сахару могут возникнуть проблемы. В Агадире, Рабате, Касабланке, да и многих небольших городах все иначе: интернет не только облегчает жизнь, но и позволяет зарабатывать. Анна Герус рассказывает о том, что есть в марокканском интернете, за что его ценят местные жители и чем он не нравится экспатам. 

Интернет в Королевстве Марокко считается одним из самых развитых в MENA – такой аббревиатурой обозначают регион Среднего Востока и Северной Африки. Количество пользователей меньше, чем в Египте и Алжире, но больше, чем в Тунисе и Судане.


Цифры: 

  • Подавляющее большинство (93,2%) пользуется только мобильным интернетом;
  • Проводным интернетом пользуются более 1,5 миллионов человек;
  • В стране три интернет-провайдера. Maroc Telecom лидирует на рынке: большинство государственных и частных компаний пользуются его услугами. Другие два — Inwi и Orange – в основном занимаются мобильным интернетом.

Интернет в Марокко появился в конце 1995. Первые пользователи имели доступ к электронной почте, могли отправлять и получать файлы по FTP, участвовать в тематических обсуждениях в Usenet (часть сети интернет, состоящая из новостных групп). Как во Франции и Испании, в Марокко у интернета были предшественники: сеть Maghripac для обмена данными между организациями и MARNIS, позволявшая, помимо прочего, передавать аудиофайлы и изображения.

«Нормальный интернет в Марокко, или, по крайней мере, в Сиди-Слимане, где я вырос, появился примерно году в 2004, – вспоминает Мохаммед «Симо» Ларусси. – Тогда все это было ужасно интересно, и просто ужасно тоже. Очень медленно, очень дорого, там получалось что-то вроде 20 евро за пару недель, это была большая сумма для нас. И за эти деньги можно было только в Google что-нибудь поискать. Посмотришь видео – все, деньги кончились».

Как раз в 2004 марокканский интернет преодолел свой первый рубеж: пользователями стали более 10% жителей страны. Вторая важная веха – 2010, тогда в сеть вышла половина марокканцев. В 2019 19 миллионов марокканцев пользовались интернетом каждый день.

«Сейчас у нас интернет скорее дешевый, – говорит Симо. – За 1 гигабайт платишь 10 дирхамов (84 рубля), недорого. Wi-Fi у нас не очень распространен, но где-то можно найти – в больших торговых центрах, например. Вообще, у нас хороший интернет, довольно быстрый, есть доступ ко всем популярным сервисам и соцсетям, многие компании имеют свои сайты».

Хотя марокканский интернет считается одним из лучших в регионе, в 2018 InterNations.com, онлайн-коммьюнити, объединяющее экспатов, оценила интернет в Марокко критически: королевство попало в десятку государств с худшим интернетом. 56% участников проведенного опроса заявили, что недовольны тем, как работают онлайн государственные сервисы, 20% считали домашний интернет слишком медленным.

Страна оказалась в аутсайдерах по такому показателю, как распространенность безналичных расчетов.

«Теоретически, за многие вещи можно платить через интернет, – говорит Симо. – На практике же мы больше любим наличные. Конечно, я плачу онлайн, если покупаю что-то на AliExpress, и PayPal пользуюсь. Но внутри страны с наличными гораздо проще».

Мохаммед «Симо» Ларусси в сети

Зато более 90% отметили, что очень легко стать обладателем местной сим-карты и получить доступ к мобильному интернету. Другим достоинством марокканского интернета участники опроса назвали неограниченный доступ к международным онлайн-сервисам.

Freedom House считает, что цензура в марокканском интернете «мягкая», однако отмечает, что из-за давления властей некоторые медиа вынуждены вводить самоцензуру. Никому не хочется повторить судьбу Lakome.com – независимого марокканского новостного сайта, который был основан в 2011, вскоре стал четвертым по посещаемости в стране, а в 2013 был заблокирован после публикации ссылки на видео, в котором короля Мохаммеда VI обвиняли в коррупции.


Марокко в соцсетях:

  • С апреля 2019 по январь 2020 количество марокканских пользователей соцсетей выросло на 11%;
  • Самые популярные соцсети – Facebook и YouTube. По данным на сентябрь 2020 первому отдавали предпочтение 72% пользователей, второму – 20. На третьем месте – Pinterest с 4%.
  • А большинству пользователей Instagram от 18 до 34.

«Мне нравится Facebook, – говорит Симо, – YouTube я часто смотрю. И Instagram у меня есть (@laaroussimohamedd). Я вообще много пользуюсь интернетом: заказываю продукты через Glovo, пользуюсь банковским приложением CIH, захожу на Shoptify, Joom, Jumia (это африканский маркетплейс, основанный в Нигерии. — ред.), eBay. Картами Google пользуюсь».

Симо не случайно перечисляет столько торговых площадок: он на них зарабатывает. «Конечно, это никакой не бизнес, – говорит он. – Но на AliExpress можно найти много хороших вещей, и люди часто готовы их купить, например, через eBay. Вложения с моей стороны минимальные, мне не нужна реклама, люди сами находят то, что хотят купить. Главное – заказывать хорошие вещи. Ну и чтобы почта работала нормально. С этим вот весной были проблемы».

Локдаун, связанный с распространением коронавируса, плохо сказался не только на «никаком не бизнесе» Симо, но и на работе интернет-компаний и провайдеров: потребители значительно сократили свои расходы, даже начали отказываться от некоторых услуг.

«Я во время карантина очень мало пользовался интернетом, – говорит Симо. – У меня было время для общения с близкими, для каких-то своих дел, дома нашлось, что отремонтировать. Да и что было делать в интернете? Читать плохие новости, которыми все пугают друг друга в соцсетях? Огорчаться, что ничего не покупают? Сейчас все налаживается, можно опять продавать».

По словам Симо, в Марокко через интернет можно купить много всего интересного: от милых мелочей до ключей к дорогому программному обеспечению.

Сайт с подарками yourkado.com

Но есть в стране и более серьезные интернет-проекты. Например, Mubawab, крупнейший в Королевстве сервис для продажи и сдачи в аренду недвижимости, работающий с 2012 года. Сейчас его посещают около 2 миллионов человек в месяц. В начале этого года проектом заинтересовалась компания Emerging Markets Property Group (EMPG) из ОАЭ и выделила 7 миллионов долларов на его развитие.


Марокканские стартапы:

  • Hmizate.ma – агрегатор купонов, который специализируется на доставке еды из ресторанов, а также предлагает скидки на размещение в отелях, билеты, поездки;
  • DaBaDoc – сервис, помогающий записаться на прием к врачу. Можно назначить личную встречу или выбрать видеоконсультацию. Это одна из крупнейших подобных платформ в Африке;
  • WeLoveBuzz – развлекательный сайт, который его основатель Дрисс Слауи скромно называет «BuzzFeed арабского мира»;
  • Les Voyageuses – сайт для женщин Магриба, которые настолько не вписываются ни в какие рамки, что готовы путешествовать самостоятельно;
  • Kifal Auto – сервис для продажи подержанных автомобилей. Его преимущество в том, что все машины проходят проверку у экспертов;
  • We Go – сервис для тех, кто пользуется общественным транспортом. Помогает построить маршрут, показывает расписание, учитывает пробки.

Зинеб Дрисси Кайтоуни, основатель DaBaDoc, рассказывает, что развивать интернет-сервисы в Марокко непросто. «Главная проблем в том, чтобы научить людей пользоваться ими, рассказать, насколько удобны приложения вроде нашего», — говорит он. Это не так-то легко, когда большинство марокканцев (72% в 2016 году) вообще не знают, что в стране разрабатываются какие-то приложения. Да и нормальный доступ к ним есть не везде. «Нужно развивать сеть в горных районах на юге, – говорит Симо. – Там у многих интернет по-прежнему такой же медленный, как в 2004. И с этим надо что-то делать, потому что молодые люди как будто отрезаны от мира. Интернет бы дал им новые возможности – учиться, зарабатывать, жить современной жизнью».

Среди других причин, которые мешают развитию интересных интернет-проектов в Марокко, называют сложившуюся традицию «семейственности и дружественности», по которой поддержку обычно получают родственники или знакомые людей, принимающих решения о финансировании, а не те, кто пришел с хорошей идеей. Если этот подход изменится, у марокканского интернет-бизнеса появится больше возможностей для развития.

Есть и проблема «утечки мозгов»: марокканские разработчики, инженеры, менеджеры активно ищут работу за рубежом. В прошлом году рекрутинговый сайт Rekrute подсчитал, что 91% марокканских высококвалифицированных соискателей 32 лет и младше предпочли бы работу в других странах. Те, кто остается, рады возможности поработать на иностранные компании, например, тот же Orange. Поэтому не меньше, чем поиском денег, интернет-стартапы озабочены поиском сотрудников, что тоже не облегчает жизнь.

В Wamda, акселераторе стартапов региона MENA, считают, что для развития интернета и интернет-бизнеса в Марокко нужны действительно большие перемены: от «финансовой революции» с развитием онлайн-банкинга и мобильных платежей, до изменений в налоговом законодательстве, которые сделали бы более выгодной работу малого бизнеса и облегчили жизнь инвесторов. И если все сложится, марокканцы перестанут искать работу за границей, экспаты – жаловаться на плохой интернет, а туристы будут без всяких проблем чекиниться из любой точки страны, платить онлайн за финики и бронировать верблюдов для прогулок по пустыне.


Все интересное про диджитал у нас в телеграме, а может быть и у вас: https://t.me/performance_360

Другие хорошие статьи