Я — маркетолог. Как уйти из офиса и построить команду удаленно

Все офисные работники мечтают рано или поздно улететь в теплые края, работать под шум волн и безудержно кутить в свободное время. Правда, большинство так и не собираются, а те, кто собрался, сталкиваются с тем, что настоящая удаленка вовсе не похожа на то, что обещают картинки с фотостоков. Как правильно уходить из уютного офиса на удаленку? Почему даже вне офиса все решают связи? И как руководить командой, которая находится в разных городах? Об этом и не только в нашей новой рубрике «Я — маркетолог» рассказывает Ольга Бабанина, Head of Markering Evliss Clinic. Оля работает удаленно с 2014 года, и за это время прошла путь от фрилансера до руководителя маркетинга в международной компании.

Привет! Меня зовут Ольга Бабанина, мне 32 года, и довольно долго я жила как герои фотостоков по запросу «фриланс, радостная женщина на пляже с ноутбуком».

Больше я так не живу. Почему?

Короткий ответ: потому что картинки из инстаграма существуют только в инстаграме. А подробности читайте ниже.

В инстаграме никто не узнает, что твой ноутбук разряжен

Почти все истории о переходе на удаленку выглядят так: ты устраиваешься работать в офис, достигаешь там хороших результатов и только после этого укладываешься на диван в растянутых трениках.

Я не исключение.

В 2012 году я переехала в Тулу из отдаленного региона, начала искать работу и попала под крыло Никиты Андросова, CEO диджитал-агентства Ingate. Ментор такого уровня это большая удача. Он тратил на меня довольно много времени, поэтому уже через полгода я из проджект-менеджеров перешла в руководители отдела.

Моей задачей на тот момент было набрать команду и выстроить SMM для внутренних проектов агентства. С этим я отлично справилась. Впереди замаячила перспектива стать директором департамента. Я начала готовиться иииии… надорвалась.

Что делает карьерист, когда он надорвался? Правильно едет в Таиланд.

При этом перспектива уезжать в никуда меня очень сильно пугала. Перед отъездом я пробежалась по дружественным департаментам и нахваталась удаленных задач — копеечных и не соответствующих квалификации. Следующие три месяца я говнокопирайтила вместо того, чтобы сесть и задать себе вопрос: а что вообще происходит?


Вывод: если тебе осточертел офис настолько, что сил нет терпеть — уходи. Но после этого не делай резких движений и не кидайся на первую попавшуюся работу.


В Таиланд я поехала не очень-то подготовленная, зато вдохновленная картинками из инстаграма.

Реальность оказалась такова: на пляже нет розеток, в солнечный день невозможно смотреть на экран, в гамаке отваливается шея. Окружающие отказываются понимать, что у тебя понедельник, и орут, ничего не стесняясь.

Я долго пыталась адаптироваться, но в какой-то момент перестала ходить на пляж. Оказалось, что дома под кондиционером за нормальным столом работать намного удобнее.


Вывод: если работаешь удаленно, в первую очередь, оборудуй себе нормальное рабочее место.
Я знаю ребят, которые возят с собой монитор, подставку, накладку на кресло, свет и многое другое. Потому что с опытом приходит понимание, что, если уж ты занимаешься работой по 8 часов в день, твое рабочее место
— это приоритет номер один.


В конце концов я вернулась в Тулу и получила интересное предложение поработать удаленно в одном из проектов Ingate. Потом еще ингейтовский проект, и еще, и еще. Кроме этого, бывшие коллеги увольнялись и уходили в другие компании, периодически вспоминая обо мне и подкидывая работу. Первые два года на удаленке я неплохо себя чувствовала исключительно благодаря бывшим контактам.


Вывод: коллектив — это важно. Необязательно близко дружить с коллегами, достаточно, чтобы они знали, кто ты, чем занимаешься и в чем хорош. Тогда высока вероятность, что при случае они про тебя вспомнят.


В какой-то момент я осознала, что хочу переехать в Москву. Казалось бы, гораздо логичнее работать на Москву, а жить в Туле роскошной жизнью аристократа на московские доходы.

Но после переезда по деньгам я выросла в два раза.

Москва — это постоянное движение, нетворкинг, тусовка. Возможность посмотреть в глаза клиенту, пожать ему руку, обкашлять вопросики в чайхоне. 

Именно так получают крупные проекты и интересные предложения. Сначала — установить доверие, потом — все остальное.

Я не утверждаю, что без этого нельзя. Но я утверждаю, что с этим намного легче.


Вывод: если есть возможность — приезжай в столицу хотя бы на неделю каждые пару-тройку месяцев. И всю эту неделю общайся-общайся-общайся.


В какой-то момент у меня остался один клиент. Зато объем работы по нему вырос, а моя зарплата сравнялась с хорошей зарплатой какого-нибудь директора департамента в крупной московской компании.

Я поняла, что дальше смогу масштабироваться, только если наберу команду. Так я снова стала руководителем отдела SMM, только теперь и я, и команда работали удаленно.


Вывод: если хочешь расти в деньгах, расти вертикально. Становись менеджером, нанимай людей, выстраивай структуру и бизнес-процессы. Это может быть формат агентства или формат внутреннего отдела маркетинга, как в моем случае.


Я прошла много стадий, прежде чем научилась эффективно руководить удаленной командой. Теперь я знаю, что менеджер, умеющий работать с удаленкой, всегда будет на голову выше того, кто работает в офисе. Потому что на удаленке у тебя нет возможности стоять над душой, заниматься микроменеджментом или «чайка-менеджментом» и выезжать на том, что сотрудник прикован к рабочему месту с девяти до шести.

Тебе нужно быстро искать людей, быстро их обучать и в случае чего легко заменять без потерь для бизнеса. Ничья роль не должна быть уникальной. Никакая «звезда» не должна отвечать за львиную долю результата. Главное не люди, главное процессы. Они должны быть прописаны на бумаге и учитывать все этапы от постановки задачи до контроля. И их нужно регулярно оптимизировать.

Самая большая проблема на удаленке — это дисциплина. Ей обладает абсолютное меньшинство людей, но она совершенно необходима менеджеру. Исполнителям достаточно хоть какого-то количества самодисциплины, остальное обеспечат правильно прописанные процессы. Как понять, дисциплинирован исполнитель или нет? Никак. Если он факапит второй раз, ты просто меняешь его на другого.

Сейчас я живу в Праге, а моя команда — в Туле, Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Одессе. Три человека бывают в офисе еженедельно, поскольку занимаются съемками контента — у нас локальный бизнес. Остальные работают удаленно. В планах — открытие филиалов в Европе и США, а значит, команда будет расти.

Но я думаю, это не проблема. В конце концов, Basecamp смогли, и мы тоже сможем.


😻Хотите поделиться своей историей? Мы будем только рады! Идеи и готовые тексты присылайте на info@performance360.ru.


Другие хорошие статьи