Главное за март: «оставайтесь дома», продажа лекарств онлайн и концерты в тапочках

Мы запомним март таким: опустевшие улицы, по которым ходят курьеры в масках, онлайн-кампании с призывами оставаться дома, приостановка «Рокета» и новый глава Роскомнадзора. Все важное, чем жил диджитал последний месяц, по мнению редакции.


Герой месяца

Курьер

Герой этого месяца по мнению редакции — курьер. Человек, который несмотря на введение карантинных мер в городах России, стойко продолжает доставлять еду и необходимое самоизолировавшимся (а скоро начнет доставлять и некоторые лекарства). Согласно веяниям времени теперь курьеры освоили бесконтактную доставку — то есть оставляют заказы у двери — и предпочитают бесконтактные способы оплаты.

Показательная статистика: по данным сервиса Работа.ру, в Москве за месяц с 22 февраля по 22 марта количество новых резюме курьеров выросло на 29%, а спрос на них — на 17,5%, причем пик пришелся на 17 марта, когда большинство сотрудников перешли на удаленную работу. С закрытием магазинов и ресторанов спрос на курьеров наверняка вырастет еще: уже 18 марта службы доставки «Яндекс.Еда» и Delivery.Club говорили, что количество ресторанов, желающих подключится к сервисам, увеличилось в два-три раза.


Кампания месяца

#StayHome 

Девиз последнего месяца — «оставайся дома». Быть сознательными, позаботиться о своем здоровье и здоровье окружающих призывают звезды, бренды и пользователи соцсетей. Некоторые компании поменяли свои логотипы или добавили призывы на главные страницы — например, «ВКонтакте» разместила рядом с логотипом хэштег #лучшедома, Instagram запустила стикер для сториз «Дома», а в TikTok придумали серию видеороликов с селебрити (среди них, например, Арнольд Шварценеггер).

Бренды тоже в деле: например, МТС сменила обычный идентификатор MTS RUS на BUD`DOMA, Lamoda превратилась в LaDoma, а сервис tutu.ru призвал всех оставаться на местах и поменял логотип на «остаемся. tut»


Дома сидят и музыканты. И периодически устраивают домашние концерты в тапочках. Вот, например, Backstreet Boys спели свой хит «I Want It That Way» на удаленке, а Леонид Агутин устроил полноценный концерт у себя в сториз.


Закон месяца

Дистанционная продажа лекарств

Закон о дистанционной продаже безрецептурных лекарств в России не могли принять с 2017 года. В середине марта, когда цифры по коронавирусу в России были еще не такие страшные, в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорили, что в связи с пандемией необходимо ускорить принятие законопроекта. Наконец, 17 марта Владимир Путин подписал указ, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных препаратов.

Правда, пока что заказывать лекарства онлайн нельзя: рынок ждет постановления правительства, которое определит порядок выдачи лицензии на дистанционную продажу, и среди ждущих, определенно, «Яндекс.Такси», который уже анонсировал запуск дистанционной продажи лекарств и их доставку совместно с аптечными сетями и фармацевтическими предприятиями, на первом этапе — в Москве и Питере.


Карьера месяца 

Александр Жаров, Андрей Липов

Ушла эпоха — Александр Жаров больше не возглавляет Роскомнадзор. 23 марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о его освобождении от должности.

«Я старался сделать службу современным цифровым регулятором, который бы реально обеспечивал информационное благополучие граждан и общества в условиях цифровой трансформации. У нас многое получилось, однако я уверен, что и следующий руководитель Роскомнадзора имеет огромное поле для деятельности», — сказал бывший глава Роскомнадзора на прощанье.

Напомним, что с 2012 года, пока Жаров был у руля, Роскомнадзор практически превратился в главное цензурное ведомство страны. Именно при Жарове был принят закон об изоляции рунета, расширяющий полномочия Роскомнадзора. Ведомство также пыталось ограничить доступ к ряду крупных сервисов, среди которых соцсеть LinkedIn, торрент-трекер RuTracker и мессенджер Telegram. Борьба с последним у Роскомнадзора не заладилась от слова совсем, да и сам Жаров в 2018 году говорил, что «с ним запросто можно связаться в Telegram».

После ухода из Роскомнадзора Жаров занял пост генерального директора «Газпром-Медиа Холдинг», а главой Роскомнадзора стал Андрей Липов, ранее курировавший подготовку закона о суверенном рунете.


Коллаб месяца

Яндекс.Дзен и Viber

Два ярких бренда с внушительными аудиториями, Viber и Яндекс.Дзен, затеяли коллаборацию. Компании уже заключили совместное соглашение. Теперь лента «Яндекс.Дзена» будет отображаться у пользователей Viber в России во вкладке «Интересное», а в Белоруссии в виде кнопки на главном экране. Рекламные блоки в ленте и постах тоже будут.

Мессенджер за счет партнерства хочет увеличить вовлеченность пользователей: по данным Mediascope, Viber — второй по аудитории мессенджер в России — проигрывает конкурентам по показателям вовлеченности — в среднем пользователи с июля по декабрь 2019 года проводили в мессенджере лишь 7 минут в сутки, при этом проводя в WhatsApp пользователи проводят около 17 минут, в Telegram — 10 минут. А «Яндекс. Дзен», в свою очередь, хочет привлечь порядка 10% российских пользователей мессенджера (всего их, по данным Mediascope, порядка 36 млн в месяц).


Разочарование месяца

Закрытие Рокета

Финтех-сервис «Рокетбанк», переживший на своем веку смену трех банков, круто приостанавливает развитие — в течение 2020 года будет свернута программа лояльности, отменен бесплатный тариф, повышены остальные и сокращен персонал. Такое решение приняла его материнская компания Qiwi, не найдя покупателя на убыточный сервис. Согласно финансовому отчету компании за 2019 год, чистый убыток Рокетбанка составил 684 млн рублей, что на 17% больше по сравнению с итогами 2018 года. По мысли Qiwi, новые условия существенно сократят число клиентов сервиса. Вместе со сворачиванием деятельности Рокета покидает свой пост CEO Анастасия Ускова.

Интересно, что одновременно Qiwi объявил о партнерской акции с Тинькофф Банком, тем самым, с которым Рокет недолюбливали друг друга столько лет (именно с легкой руки Олега Тинькова когда-то Рокет прозвали «банком для хипстеров»). Теперь Тинькофф предлагает клиентам Рокетбанка перейти в свою экосистему с сохранением бонусов, накопленных в программе лояльности финтех-сервиса.

Другие хорошие статьи