ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА, ПОЖАЛУЙСТА

Та самая реклама за 20 лет Рунета

Лучшие рекламные кампании за последние 20 лет по версии редакции

«Оно как бизнес неприбыльно», – говорил о своем сайте «СовИнформБюро» Вадим Маслов. «Но жалко бросать», – говорил Алекс Фарбер о своем «Симплексе». В 1996 году именно они стали первыми, кто разместил на своих частных страницах в Рунете рекламу за деньги. Заработанная сумма составила примерно $200. Тимофей Бокарев, основатель холдинга Next Media Group, вспоминал, что в 1997 показы баннеров продавали по $35 за день.

Сайт Вадима Маслова практически как он был

С тех пор прошло 20 лет, Рунет как бизнес встал на ноги и обрел свой голос (точнее, голоса). Мы вспоминаем, как много всего происходило за эти годы, с ностальгией, а иногда и с гордостью.

Лотерея для Ситилайн

«Самый-самый довольный из моих заказчиков – это Ситилайн. Я начал заниматься их рекламной кампанией в январе (до этого фирма практически не была никому известна, они только начинали). Теперь тяжело найти человека, который не знал бы о них…», – говорил Артемий Лебедев в интервью Дмитрию Попову в 1997 году.

«Ситилайн» был российским интернет-провайдером в те времена, когда об интернете и провайдерах знали далеко не все. Поэтому часть рекламной кампании проходила в Рунете, а часть – в офлайне. Лебедев разработал сайт (две версии), макеты для печатной и полосной рекламы.


Но жемчужиной кампании стала придуманная Лебедевым «Машина времени» — лотерея, в которой разыгрывалось время бесплатного доступа в интернет.


В 2001 году «Ситилайн» поглотила компания Golden Telecom, а лучшее, что осталось от провайдера, у которого когда-то было более 100 000 абонентов, хранится в Музее Лебедева.

Найдется все: как «Яндекс» рекламировал себя по телевизору

«Яндекс» не был первым поисковиком Рунета, но стал первой российской интернет-компанией, которая запустила рекламу на ТВ. Сначала скромно показывали логотип и сообщали, что «Яндекс» – справочная русского интернета, а 21 апреля 2000 года в эфире НТВ появился ролик, в котором прозвучал слоган «Найдётся всё». Узнаете героя?

Ролик был подготовлен рекламным агентством ARS Communucations (креативный директор – Арсен Ревазов) и студией Top Film Production. Слоган, с которым «Яндекс» так и не расстался, придумали несколько сотрудников компании во время обсуждения будущего ролика.

Построй свою игру

Телепроект ТHT «Дом-2» с самого своего запуска в 2004 году вызывал много негодования. В Рунете он сначала присутствовал номинально – в виде онлайн-трансляции и обсуждений на форумах. В 2006 году компания «1С» выпустила в России компьютерную игру «Дом 2: Построй любовь», разработанную Propolis Games. Тогда хоть что-то, связанное с «Домом-2», впервые похвалили: компьютерный еженедельник «Копмьютерра» отметил «нестандартную идею». Пощелкайте по таймлайну, чтобы понять, как это выглядело:

«Дом-2» так и не исчез ни с телеэкрана, ни из Рунета. Теперь еще и мобильное приложение есть.

Зойч: несостоявшийся символ Олимпиады в Сочи

Это была не просто рекламная кампания, а целая скандально-детективная история, устроенная для того, чтобы привлечь внимание интернет-пользователей к выбору официального талисмана Олимпиады-2014. Конкурс начался 1 сентября 2010 года, а уже 10 сентября Егор Жгун, дизайнер Студии Артемия Лебедева, представил свой рисунок – Зойча. Бесхвостую амфибию показали на YouTube, обсмеяли в соцсетях и поддержали: Зойч был безусловным лидером интернет-голосования. Но талисманом он, конечно, не стал, и даже в шорт-лист не попал, причем организаторы это никак не объясняли. Рунет возмущался.

Почти год спустя стало известно, что Зойч появился по заказу оргкомитета Олимпиады. Именно он заказал жабу Жгуну, он же зарегистрировал права интеллектуальной собственности на многострадальную амфибию.

Дмитрий Чернышенко, глава оргкомитета «Сочи-2014» заявил, что идея с Зойчем оказалась удачной: ролик с жабой за неделю посмотрели несколько сотен тысяч человек, а ссылки в блогах и на форумах исчислялись тысячами.

Масяня рекламирует MediaMarkt

У раннего Рунета были свои звезды. Одна из них – рисованная девочка Масяня, созданная Олегом Куваевым в 2000 году. Ее любили, а потом по ней так скучали, что активно использовали в рекламе (например, в ролике ICQ). В 2012 году компания MediaMarkt вернула Масяню к жизни, причем очень деликатно, просто выступив спонсором создания новых серий.

Логотип компании появлялся в начале роликов, которые размещали на YouTube, сайте компании и в соцсетях. Всего за две недели компания получила 15 тыс. новых подписчиков на Facebook и ВКонтакте.

«Для брендированных страниц это хороший показатель роста, учитывая, что мы не пользовались никакими серыми методами продвижения», – отметила представитель компании Анна Трофимова в интервью.

Старье берем

В 2013 году агентство Smetana придумало для сети электроники «Белый ветер» и ее трейд-ин сервиса рекламную кампанию, посвященную преимуществам старой техники. Были сняты ролики об удобных кнопках кассетного плеера, многофункциональности древнего телефона и уникальных качествах устаревшего телевизора. Телефону (один в один та самая Nokia) повезло больше всех: за пару недель ролик посмотрели около миллиона человек.

Полет при помощи силы мысли

В 2015 S7 Airlines при помощи агентства Wieden+Kennedy Amsterdam провела масштабную рекламную кампанию #ХОЧУТУДАГДЕ. Ролик, снятый для этой кампании, получил серебро «Каннских Львов».

На YouTube это видео посмотрели больше 4 млн человек.

Часть кампании была разработана специально для соцсетей. Все любители путешествовать могли писать в соцсетях запросы с хэштегом #хочутудагде, а авиакомпания обещала найти такое место на карте и предложить вариант перелета.

Но самой фантастической частью была установленная в Москве «машина воображения», позволявшая людям управлять виртуальным самолетом силой мысли (то есть, благодаря электрическим импульсам мозга). Чтобы выиграть авиаперелет, нужно было достичь точки назначения, не отвлекаясь.

Сор из избы

Совсем по другим причинам в том же году привлекла внимание рекламная кампания «Рокетбанка». Никакой фантастики, только публичное выяснение отношений с Олегом Тиньковым. Тиньков хотел купить «Рокетбанк» за миллион долларов. Последний обиделся и выпустил игру «Помоги Олегу собрать миллион». А на сайте «Рокетбанка» появился проект «Не нужно быть гением аналитики тут!» с цитатами Тинькова и вопросами о его бизнесе (а еще тестом и игрой). Насладиться можно тут.

http://s3.rocketbank.ru/oleg/index.html

Тиньков не обиделся. Он выше этого.

Больше скандала

Милые разборки бизнесменов между собой – не то же самое, что создавать скандал везде и всюду. Все продвижение Aviasales напоминает одну большую шумную рекламную кампанию, в которой 2016 год выдался особо урожайным. Бред Питт разводится с Джоли? — Бренд публикует провокационный пост от имени актера, получает обвинение в расизме и полугодовой «бойкот» от холдинга Look At Media. Роскомнадзор блокирует ресурс PornHub? — Aviasales делает спецпроект в очень похожем стиле. На Алексея Навального нападают в аэропорту Анапы? — Немедленно появляется реклама билетов на этот черноморский курорт.

Все совпадения неслучайны. Это стратегия продвижения, разработанная агентством «Мохнатый сыр». Отказываться от нее в Aviasales не собираются.

Игра на деньги

Геймификация – популярный, но уже изрядно надоевший метод рекламы. Все призывают копить баллы или участвовать в розыгрышах. «Промсвязьбанк» пошел дальше, и правильно сделал.

Онлайн-игра «Охота за золотом» принесла банку «Премию Рунета» в 2016 году, 20 000 новых клиентов и рост оборотов по картам.

Правила игры были такими: от пользователя требовалось зарегистрироваться на сайте, оформить карту и начать использовать ее для расчетов. После каждых потраченных 1500 рублей можно было открыть одну ячейку на виртуальной карте сокровищ. Некоторые ячейки были пустыми, в других можно было найти золото, серебро или бонусные баллы. Обороты по картам, участвовавшим в акции, выросли на 60%, а в игру включались все новые и новые люди, узнавшие о ней от знакомых. В игре приняли участие более 100 000 человек. В 2017 игру перезапустили.

Наверняка мы что-то пропустили, поэтому присылайте нам свои версии лучших кампаний Рунета за последние 20 лет на почту info@performance360.ru. А в эту пятницу ностальгия продолжится офлайн: компания «Риалвеб» проведет аукцион в пространстве Omega Rooftop, где будут ценные лоты.

Анна Герус


P.S. Мы ежедневно мониторим российский маркетинг и делимся лучшими материалами из западного онлайна. Подписывайтесь на зеркало русского диджитала в телеграме!


Оставить комментарий
You don't have permission to register