ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА, ПОЖАЛУЙСТА

Я на IPO пойду. Как обстоят дела у наших?5-минутный текст

IPO – нет, это не про скрытый шифр масонов (ну почти, кто знает кулуары этих фондовых бирж), это про деньги, акции и всех Биг Боссов экономического рынка. После новой сделки сервиса «Яндекса» разговоры про выход на IPO российских компаний воскресли – может, выход Яндекс.Такси не за горами? Рассказываем, о чем речь, кто из компаний может выйти на IPO и что это вообще значит.

Георгий Нисский. Альпинисты

Яндекс.Такси выезжает на IPO

В «Яндексе» 15 июля сообщили о покупке активов агрегатора такси «Везет». Сервис популярен в регионах и по масштабам считается вторым в России после Яндекс.Такси: заказать машину с помощью агрегатора можно в 123 городах России. В 2018 году общий объем сделанных через сервис заказов составил $1,1 млрд (у Яндекс.Такси этот показатель достиг $3,2 млрд).

Сумму сделки компании не раскрывают, но известно, что «Яндекс» потратит 8 млрд руб. на развитие такси в регионах. Кроме того, источник The Bell, который слышал о переговорах двух компаний, говорит, что Яндекс.Такси купил крупнейшего регионального игрока с расчетом на собственное IPO. Компания планирует стать публичной в 2019-2020 году. Об этом рассказал операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовски в январе этого года во время неофициальной части Всемирного экономического форума.


Что такое IPO?

IPO ([ай-пи-о], от англ. Initial Public Offering) – это первое публичное предложение акций компании для продажи на бирже. Во время выхода на биржу статус организации меняется: из частной она превращается в публичную. Акционером публичной компании может стать любой желающий человек.

Выход на IPO происходит не мгновенно – компания готовится в среднем от четырех месяцев до года. В это время руководство находит юридических консультантов, приводит в порядок финансовые отчеты, устанавливает цены на акции и т.д. По словам Алексея Соловьева, партнера фонда iTech Capital, чтобы получить право торговать акциями на бирже, компания должна выполнять ряд условий:

«Самый главный критерий – это способность компании разместить $100-150 млн на бирже, а для этого должна быть соответствующая капитализация, так как эта сумма не может быть более 10-20% компании. Также компания должна соответствовать трем характеристикам: показывать выдающиеся темпы роста на сотни процентов в год, быть монополистом в каком-то конкретном сегменте рынка и показывать фантастическую доходность (20-30% EBITDA).

Выход на IPO – это та ситуация, когда успешная компании становится еще более успешной.

После выхода на биржу компании продолжают развиваться и с помощью привлеченного капитала могут укрепить свое положение на рынке».


Как дела за границей?

За последние два года Фондовый рынок США укрепил свои позиции: объем привлеченного на IPO капитала приблизился к показателям 2014 года, который был самым успешным для выхода на биржу после финансового кризиса 2008 года. Так, за восемь месяцев прошлого года количество размещений в США выросло на 45,7% г/г до 134, а объем привлеченного капитала увеличился на 55,1% г/г и составил $34,3 млрд.

Больше всего в 2018 году инвесторы ожидали выход на биржу сервиса облачного хранения Dropbox (компания привлекла $756 млн), сервиса потокового аудио Spotify (привлекла $9,245 млрд) и технологической компании Xiaomi (привлекла $4,72 млрд).

Мировой рынок IPO, в отличие американского, не может похвастаться такими же феноменальными результатами. Активность умеренная – в середине осени 2018 года количество проведенных и объявленных выходов на биржу составило 1392, а их общая стоимость достигла $135 млрд.

В 2019 году, по оценкам Goldman Sachs и JP Morgan, совокупная стоимость компаний, которые запланировали выход на рынок в 2019 году, может превысить $100 млрд. Среди них уже отметили свой выход:

Levi Strauss

  • Американский производитель одежды Levi Strauss в марте второй раз провел IPO. До этого компания продала акции в 1971 году. В ходе первичного размещения на Нью-Йоркской бирже компания получила более высокую оценку, чем ожидали эксперты – $6,6 млрд против $5 млрд. За месяц после выхода на биржу капитализация компания выросла до $8,5 млрд.

Lyft

  • Американский сервис Lyft (соединяет попутчиков и водителей, которые готовы подвезти за умеренную плату) тоже вышел на биржу в марте. Это стало одним из крупнейших IPO американской технологической компании за последние два года. В первый день размещения рыночная капитализация компании составила $22,4 млрд.

Uber

  • Вслед за Lyft на биржу вышла компания Uber. Она предлагает около 20 различных сервисов – не только такси, но и, например, доставку еды, перелеты на вертолете или перевозку грузов. В мае после выхода на IPO компания привлекла $8,1 млрд, продав 180 млн акций по $45 за каждую.

Pinterest

  • Фотосервис Pinterest в ходе первичного размещения акций в марте оценили в $12,7 млрд. Цена акций достигла $19, хотя заявленная была ниже – $15-17 млрд. В результате компания получила $1,4 млрд. «Эксперты видят для Pinterest перспективу роста доходов от e-commerce, ссылаясь на то, что Amazon фокусируется на высокомаржинальных направлениях и оставляет другим малый бизнес», – говорит Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics.

Slack

  • Мессенджер для общения между сотрудниками Slack вышел на IPO в июне. Стоимость одной ценной бумаги составила $38,5, что на 48% выше первоначальной оценки в $26 за акцию. Ранее в компании рассказали, что за текущий финансовый год они рассчитывают получить выручку в размере от $590 до $600 млн.

Что с российскими компаниями?

Российские компании в последние три года становятся публичными крайне неохотно. В большей степени это связано с введением антироссийских санкций стран Запада. Алексей Соловьев прокомментировал ситуацию так:

«По сравнению с мировым рынком активность скорее нулевая. В 2017 году IPO провели только три компании – «Детский мир», «Обувь России» и Globaltruck. В 2018 году впервые со времени кризиса 2008 года компании из РФ не сделали ни одного размещения на бирже, более того, несколько компаний перестали торговаться. На 2019 год были оптимистичные планы, и очень успешное размещение показал HeadHunter, которое признали даже более триумфальным, чем у Uber.

К концу года ожидается выход на биржу компании «СИБУР». Также санкции отодвинули на 2019 год выход на биржу «Европейского медицинского центра» (ЕМС), 28% акций которого принадлежат Baring Vostok».

По словам Соловьева, в ближайшие несколько лет стоит ожидать выхода на IPO от Яндекс.Такси, SkyEng, «ВкусВилл».

«Нельзя сказать, что российские компании получат что-то специфическое. Выход на IPO обеспечит компаниям ликвидность, возможность привлекать другие суммы инвестиций, инструменты для поглощения новых компаний и крупный PR». Также о планах выйти на биржу нам рассказали в пресс-службе интернет-магазина Ozon:

«Как сообщал генеральный директор Ozon Александр Шульгин на Петербургском Экономическом Форуме в июне 2019 года, компания может рассмотреть возможность IPO в перспективе двух-трех лет, после того как увеличит свою долю на российском рынке электронной коммерции и еще ускорит рост продаж.

Сейчас компания инвестирует значимые средства в развитие технологических платформ и логистической инфраструктуры, а также развитие клиентских сервисов. Решение об IPO в том числе будет зависеть от того, как компания будет привлекать дополнительные средства от существующих и новых акционеров. В ближайшем будущем Ozon может провести сбор средств порциями на общую сумму $200-300 млн».

Планируемый сбор средств по словам представителя компании может привлечь новые иностранные и российские фонды, которые интересуются сектором электронной коммерции.

Оставить комментарий
You don't have permission to register