Франция в сети: Minitel, свой Facebook и мечты об импортозамещении

У них был свой интернет с блэкджеком и дейтингом, но его больше нет. У них был свой Facebook, но сейчас о нем мало кто помнит. Тем не менее они надеются вернуться национальному интернету былое величие. Рассказываем о том, что было, что стало и что будет с интернетом во Франции.


Почивший предшественник

Если вы смотрели «Горькую луну» Романа Полански, то, возможно, вспомните момент, когда главный герой использует для удовлетворения своих фантазий нечто вроде секс-чата. Казалось бы, в фильме 1992 года вряд ли стали бы показывать использование интернета для таких бытовых нужд. Но Полански ничего не придумал: сеть, к которой подключается Оскар, существовала, только называлась не Teletel, а Minitel. Она была экспериментально запущена в 1980, стала доступна пользователям в 1982, еще в феврале 2009 насчитывала 10 миллионов пользователей в месяц и прекратила существование 30 июня 2012.

Интересно, что Minitel создавался не как дейтинг-сервис. Французская компания PTT (Postes, Télégraphes et Téléphones), в 1991 разделившаяся на France Télécom и La Poste, придумала Minitel для того, чтобы облегчить жизнь клиентов, и, по сути, создала свой собственный интернет. Через Minitel пользователи могли заказывать доставку товаров, бронировать билеты на поезда и самолеты, следить за котировками акций, искать телефонные номера в справочниках и переписываться друг с другом.

Тем более неожиданным для разработчиков оказалось стремительное развитие messageries roses («розовых сообщений») – чатов, в которых операторы, представлявшиеся девушками, вели сексуальную переписку с клиентами. На такое общение некоторые пользователи тратили тысячи франков в месяц. Порнографические сервисы, например, 3615 Sextel, Jane, kiss, 3615 penthouse, вызывали возмущение добропорядочных пользователей, беспокоившихся о своих детях. Но правительство решило не вмешиваться, оставив вопросы нравственности родителям. Однако дополнительный налог с тех, кто зарабатывал на розовых сообщениях, все же взимали.

Некоторые использовали Minitel в более благородных целях. Например, в 1986 французские студенты с его помощью координировали деятельность участников национальной забастовки.

«Конечно, я помню Minitel, — говорит Бернар, бизнесмен из Лиона. — Это был наш “интернет до интернета”. Я им не особенно часто пользовался, разве что искал нужные телефоны, да еще играл в какие-то примитивные игры. Вроде была возможность знакомиться там, но мне это казалось очень странным».

За пределы Франции Minitel так толком и не вышел, хотя пользователи сети были и в Бельгии. В начале 90-х France Télécom представил свое детище в Ирландии, чтобы понять, заинтересует ли оно англоязычных пользователей. Там было продано несколько тысяч терминалов (во Франции их давали в аренду), но ничего хорошего из этого так и вышло — наступило время другой сети.

Проблемой Minitel, из-за которой он и проиграл интернету, была слабая техническая база. Для подключения к сети использовались специальные терминалы с монохромным экраном, который мог отображать только текстовые символы и псевдографику. Всерьез конкурировать с компьютерами они, конечно, не могли. Но Minitel боролся: ресурсы France Télécom были брошены на развитие и поддержку национальной сети, что несколько замедлило подключение Франции к сети всемирной.


Время победившего интернета

«Интернет у меня появился ближе к началу двухтысячных, я подключился к AOL, — рассказывает Маруан, юрист из Ниццы. — Это была интересная штука, но безумно дорогая. По-моему, тогда провайдеры сильно мухлевали, снимали лишние деньги. На это было очень много жалоб. К тому же интернет был довольно бесполезным. Я сразу завел себе электронную почту, надеясь, что это упростит работу, можно будет не возить документы туда-сюда, сократить личные встречи. Но у большинства моих клиентов и коллег не было ни интернета, ни почты, так что я по-прежнему мотался с бумагами. Зато стал получать спам».

Интернет появился во Франции в 1992, а широкой публике стал доступен пару лет спустя. Тогда же появились первые независимые провайдеры: WorldNet, FranceNet, Calyacom, Internet Way и Imaginet. Сначала час доступа к сети через WorldNet обходился в 80 франков (32 000 руб. по курсу 1994 года), затем появилась возможность платить 230 франков (93 380 руб.) в месяц. Чуть позже на французский рынок вышел американский провайдер AOL, предложивший более низкие цены. Сегодня за безлимитный интернет вместе с телефоном и телевизором французы платят около 35 евро (2625 руб.) в месяц.

В 2005 доступ к интернету имели 52% жителей страны, в 2015 – 84%, в 2018 – около 90%. В 2019 во Франции было около 60 миллионов пользователей сети (при общей численности населения в 67 млн человек); меньше, чем в Германии и Великобритании, но больше, чем в Италии.

«Сейчас, конечно, интернет очень помогает мне в работе, — говорит Маруан. – Взять хотя бы Legifrance. У нас не самое простое и логичное законодательство, и возможность посмотреть новые и старые законы, а также решения суда, конечно, дорогого стоит. Этим сайтом можно пользоваться бесплатно, но, если нужно больше информации, ее можно получить за деньги. Есть аналогичные платные системы, но мне нравится Legifrance, там все очень просто. К тому же это государственный портал, и он мне кажется более надежным. Ну и деловая переписка, конечно.

В остальном я не самый активный пользователь интернета. Например, у меня нет своего сайта. Наверное, нужно сделать, но тогда ведь и работы станет больше, придется искать ассистента. В общем, пока я только думаю об этом. Конкуренция среди юристов высокая, но мне хватает клиентов, которые приходят благодаря “сарафанному радио”. Я вижу возможности, которые дает интернет, но не уверен, что нужно ими пользоваться».


Цифры

  • 75% французских пользователей подключаются к интернету ежедневно;
  • Средняя скорость широкополосного интернета во Франции составляет 139,65 Мбит/с. По этому показателю страна занимает шестое место в мире;
  • В рейтинге свободы интернета Франция занимает девятое место с показателем 76 баллов. Лидирует в нем Исландия (95), а последнее место у Китая (10);
  • Среди мессенджеров лидирует Facebook Messenger — его используют 25%, следом идут WhatsApp (15%) и Snapchat (14%).

Жизнь в сети

«У меня есть аккаунт в Facebook, — говорит Маруан, — но я не особенно активно им пользуюсь. Там легко общаться с друзьями, к тому же есть напоминания о днях рождения. Мессенджеры удобны, особенно WhatsApp, но все равно не заменяют личного общения. И, кстати, мне чаще пишут по электронной почте, чем в мессенджеры. Почта у меня когда-то была французская, Сaramail, а теперь GMX (в 2009 домен был куплен немецкой компанией GMX Internet Services, Inc. — прим. ред). Знаю, что сейчас многие пользуются Gmail или Yahoo, но я как-то привык к старой, тот адрес у меня на всех визитных карточках, так что не стал менять.

Что действительно полезно, так это Google Maps. Uber — тоже прекрасная вещь, такси оказывается вполовину дешевле, чем если ловить машину на улице. Я часто покупаю на Amazon, какие-то вещи для дома, для офиса, просто для жизни. Там дешево и большой выбор. Я даже свои кроссовки покупал на Amazon. Мебель, технику для новой квартиры покупал на французском сайте Ubaldi. У них хорошие цены, удобная доставка, никаких проблем. Однажды что-то попытался заказать из Китая, так ничего и не пришло, ну я больше и не пробовал».

В ближайшее время Маруан планирует зарегистрироваться на AirBnb, чтобы сдавать свою квартиру туристам. «Это гораздо проще и выгоднее, чем искать жильцов самому или через агентство, — объясняет он. — Наши законы защищают права арендатора. Его не так-то просто выселить, даже если он не платит. Процесс может длиться год-полтора, и потом еще вопрос, получишь ли ты свои деньги. С AirBnb таких проблем нет, теперь все хотят сдавать квартиры через этот сервис, а не пускать жильцов надолго».


Стартапы и будущее

«Мы много пользуемся интернетом, причем, в основном продуктами американских компаний, — говорит Башир, разработчик из Парижа. — Я работаю в IT 10 лет, и то не сразу вспомню какие-то чисто французские проекты. Facebook все знают, а кто знает Copainsdavant? Это французская соцсеть, она заработала давным-давно, но никто не стал вкладывать в нее деньги, и все, там теперь никого и нет. Мне кажется, тут во многом дело в менталитете. В Америке люди думают, в какой бизнес вложить деньги, поэтому им нравятся стартапы. У нас думают, как купить недвижимость, сдавать ее и не напрягаться. Поэтому найти инвесторов трудно».

Трудно, но некоторым это удается.

120 миллионов евро получил в начале года от инвестиционных компаний французский стартап ManoMano — маркетплейс, специализирующийся на товарах для рукоделия, дома и сада. «Нам нужно очень быстро расти, чтобы конкурировать с гигантами электронной коммерции, — говорят Филипп де Шанвильи и Кристиан Разон, сооснователи компании. — Чтобы добиться на всех рынках такого же успеха, как во Франции, мы будем адаптироваться к каждому конкретному рынку, искать лучшие предложения, развивать инновационные сервисы».

«Я думаю, за маркетплейсами будущее, и все это понимают, — объясняет Башир. – Там можно продавать товары, услуги, что угодно. Это хорошая возможность продвигать свой продукт, не вкладывая большие деньги. У меня есть несколько курсов на Udemy, и их покупают, а я не трачу деньги на рекламу. Вот такие вещи работают, дают шанс небольшим компаниям найти своих клиентов, помогают малому бизнесу».

12,9 млн евро получил парижский стартап Inato, платформа, открывающая врачам всего мира доступ к результатам исследований, протоколам лечения, новейшей медицинской информации.

12,7 млн евро собрала платформа Leavy, которая позволяет путешественникам заработать, сдавая свое жилье, и экономить, покупая дешевые авиабилеты.

Другим достаются более скромные суммы. Shotgun сервис для организаторов вечеринок, музыкальных фестивалей и прочих «ивентов» — получил 2 млн евро. Чуть меньше (1,7 млн) было вложено в Jetstoke, платформу, позволяющую искать арендаторов для любых свободных пространств — от комнат (привет AirBnb) до складских помещений и гаражей.

В сентябре 2019 года Эммануль Макрон сообщил об учреждении инвестиционного фонда, который вложит в общей сложности 5 миллиардов евро в развитие французских компаний. А это значит, что можно ждать новых интересных идей, о которых мир будет знать больше, чем о Minitel и Copainsdavant.


Автор статьи — Анна Герус. Мы любим ее за занудство: если уж Аня разбирается в какой-то теме, то досконально, а пишет потом так, что хочется обязательно прочитать до конца. «Маркетинг – это еще культура, социология, антропология. Мне нравится изучать пересечения».

Другие хорошие статьи