Аудитория онлайн-ритейла выросла на 15-17 млн человек за время карантина

За период самоизоляции аудитория российских сервисов онлайн-торговли по разным оценкам выросла на 15-17 млн человек. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Data Insight, «Яндекс.Маркет Аналитики» и самих онлайн-ритейлеров. Эксперты говорят, что, несмотря на рост, положительный эффект для рынка будет заметен не сразу, а растянется на несколько лет, поскольку сначала эта аудитория вернется в торговые центры.

По оценкам партнера аналитического агентства Data Insight Федора Вирина, ограничительные меры, введенные во время самоизоляции, обеспечили онлайн-магазинам приток до 15 млн новых покупателей. Это клиенты, которые раньше либо совсем ничего не покупали онлайн, либо покупали, но очень давно. В целом, по словам Вирина, на начало 2020 года аудитория интернет-торговли в России оценивалась в 60–65 млн человек.

В «Яндекс.Маркет Аналитике» говорят, что к апрелю аудитория интернет-торговли в России выросла с начала года на 17 млн пользователей, до 63 млн, то есть почти на 40%. Но уже в мае прирост к январю заметно спал, до 11 млн. В аудиторию онлайн-торговли сервис включает пользователей, которые в течение месяца «искали товары в интернете, посещали сайты интернет-магазинов или совершали онлайн-покупки».

Сами онлайн-магазины отмечают рост числа новых клиентов за время пандемии на 100–200% год к году, говорит президент АКИТ Артем Соколов.

На Wildberries, лидирующем по обороту среди онлайн-ритейлеров на российском рынке, за три месяца с середины марта зарегистрировалось около 6 млн новых пользователей. Это, по данным компании, почти втрое превышает аналогичный показатель прошлого года. Общая база клиентов теперь насчитывает 30 млн человек. По оценке Wildberries, аудитория выросла за счет покупателей из небольших населенных пунктов с численностью более 5 тыс. жителей и новой аудитории старше 55 лет.

На Ozon число активных клиентов почти удвоилось в апреле год к году — до 2,7 млн человек. По словам заместителя гендиректора по связям с индустрией Марии Заикиной, в апреле—мае росло число повторных заказов, что также стимулировало покупку подписки Premium, число пользователей которой за три недели апреля выросло на 20 тыс.

По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, участники рынка интернет-торговли за время самоизоляции могли получить до 6–7 млн новых покупателей. Но это лишь «резерв», то есть потенциально активные покупатели в будущем. Иванов обращает внимание, что для 70–75% из числа опробовавших интернет-заказы они входят в привычку в течение одного-трех лет. Но чтобы получить этот приток покупателей и увеличить долю рынка, его участники во время пандемии «сожгли кучу денег», тогда как у населения, в свою очередь, денег нет.

Федор Вирин предполагает, что 15 млн новых покупателей в e-commerce дадут около 200 млн покупок в год, или до 20% роста рынка. Но этот прирост растянется во время на один-два года, пока новые покупатели выйдут на тот же объем покупок в интернете, что и нынешняя активная аудитория. Кроме того, после снятия ограничений, произойдет отток уже существующей онлайн-аудитории, которая пойдет за покупками в ТЦ, но позднее вернется в интернет.

Другие хорошие статьи