Аудит веб-аналитики сайта: 5 ошибок, которые портят статистику

Если бы Шерлок Холмс пользовался не только дедуктивным методом, но и специальными инструментами для сбора данных о поведении пользователей, преступления раскрывались бы гораздо быстрее. Однако мало получить информацию. Надо убедиться в ее точности. Анна Климова, руководитель отдела веб-аналитики компании Registratura, входящей в состав iConText Group, рассказывает о наиболее частых ошибках, которые приводят к некорректному сбору данных и, как следствие, неверным решениям в бизнесе.


Для сбора данных о поведении пользователей на сайте без счетчиков веб-аналитики не обойтись. Но чтобы полученные данные использовать для анализа и принятия тех или иных решений, например, по эффективности рекламных каналов и оптимизации затрат на маркетинг, нужно быть уверенными в их корректности.

Неверно оценив отдачу от рекламного инструмента, можно неправильно распределить бюджет. Как следствие, деньги будут слиты впустую, а прибыль — потеряна. Чтобы этого не произошло, нужно еще на начальном этапе проверить корректность сбора данных и провести аудит по веб-аналитике.

Далее расскажем, какие бывают ошибки, к чему они могут привести и как их исправить.


Наличие кода не на всех страницах сайта

Важно, чтобы счетчики аналитики были установлены на всех страницах ресурса. Особенно часто о них забывают, когда речь идет о странице с 404 ошибкой. Чем это чревато? Если счетчик установлен не на всех страницах сайта, вы получите неполные данные о посещениях пользователей.

Приведем пример. На странице, куда вы ведете рекламный трафик, не установлены счетчики статистики. Соответственно, информация о пользователях, которые были только на этой странице, не попадает в систему аналитики. А те, кто все же перешел на другие страницы сайта, где были установлены счетчики, будут причислены не к посетителям с рекламного трафика, а к посетителям с прямого трафика (для Google Analytics) или к трафику с внутренних переходов (для Яндекс.Метрики).

Это приведет к расхождениям между рекламными системами и системой аналитики. В результате эффективность кампании в счетчиках статистики будет ниже, чем на самом деле. Как следствие, подсчет ROI будет некорректным.

Как проверить?

Если на сайте не так много страниц, наличие счетчиков можно проверить вручную, пройдя по всем страницам ресурса и выполнив следующие несложные шаги:

  1. На странице нажмите правую кнопку мыши и выберите «Просмотр кода страницы».
  2. На открывшейся странице найдите код gtag.js, analytics.js (Universal Analytics) или ga.js (классическая версия), а для проверки Яндекс.Метрики — код watch.js.

Также есть сервисы, которые автоматически проверяют наличие счетчиков на сайте. Например, для проверки наличия кода Google Analytics можно воспользоваться сервисом GA Checker, который позволяет проверить до 10 000 страниц. Еще один сервис, который может помочь с автоматической проверкой наличия на сайте счетчиков Google Analytics и Яндекс.Метрики, — Screaming Frog SEO Spider.


Дублирование кода счетчика

На страницах сайтов коды счетчиков аналитики с одним и тем же номером счетчика могут быть установлены дважды. Это приводит к снижению показателя отказов на сайте и увеличению количества просматриваемых страниц. Кроме того, при анализе таких данных вы придете к ошибочным выводам, что все пользователи вовлечены в процесс изучения сайта.

Почему код счетчика может дублироваться? Например, при обновлении кода счетчика до последней версии был установлен код новой версии счетчика, а старый не был удален; коды счетчиков были перенесены в Google Tag Manager, а с сайта их забыли удалить.

Как проверить?

Для проверки дублирования счетчика Google Analytics на страницах сайта можно использовать плагин Tag Assistant для браузера Chrome. Если на странице счетчик Google Analytics дублируется, в плагине появится сообщение «Same web property ID is tracked twice».

Другой вариант — открыть код страницы с помощью горячих клавиш CTRL+U, открыть поиск по странице CTRL+F и в поисковой строке вбить номер счетчика. Так, используя поиск вы сможете посмотреть, не дублируется ли код.

Код Яндекс.Метрики не чувствителен к дублированию, как Google Analytics. Тем не менее стоит избегать дважды установленного кода с одним и тем же номером счетчика на странице. Проверить это можно, также открыв код страницы.

Как исправить? Удалить один из кодов счетчиков.


Расположение кодов счетчиков аналитики внизу кода страницы

Часто коды счетчиков аналитики размещают в самом низу кода страницы. Это влияет на качество сбора данных в счетчиках. А все потому, что сначала команды будут выполняться для тех кодов, которые находятся выше. И прежде чем очередь дойдет до выполнения кодов счетчиков аналитики, пользователь может покинуть сайт или перейти на другую страницу. Соответственно, если счетчик не успеет загрузиться, данные о посещении страницы не попадут в систему аналитики.

Поэтому следует размещать коды счетчиков статистики на всех страницах ресурса в разделе <HEAD>. Коды счетчиков асинхронные и не мешают загрузке остальных кодов на странице.


Дублирование транзакций

Одна из распространенных проблем в сфере e-commerce — дублирование транзакций в Google Analytics. Причина возникновения дубликата может появляться, когда часть кода, которая отвечает за отправку данных о транзакции, срабатывает несколько раз. Например, когда пользователь обновил страницу «Спасибо за заказ» или вернулся на нее спустя какое-то время (часто люди сохраняют эту страницу себе в закладки, чтобы не забыть номер заказа).

В результате это приводит к некорректному подсчету таких важных метрик, как коэффициент транзакции, доход, ROI: эти метрики оказываются гораздо выше, чем в реальности. Как следствие, на основе этих данных вы можете сделать неверные выводы и принять неверные решения.

На скрине выше видно, как одна совершенная транзакция с доходом в 85 420 рублей за счет повторных отправок данных о ней с сайта дополнительно сгенерировала «мифические» 34 транзакции с доходом в 2 904 280 рублей.

Как исправить ситуацию?

Вот два наиболее простых способа:

  1. На странице «Спасибо за заказ» выполнять код электронной торговли один раз непосредственно при совершении заказа.
  2. Показывать пользователю страницу «Спасибо за заказ» один раз при совершении заказа, а при повторных заходах на страницу перенаправлять его, например, в личный кабинет или на главную страницу сайта.

Неисключение платежных систем

У большинства транзакций в качестве источника перехода указывается платежная система. Это происходит из-за того, что после оплаты товара или услуги пользователи, как правило, возвращаются обратно на сайт на страницу «Спасибо за покупку». А поскольку источник перехода изменился (в качестве источника у нас теперь переход с платежного сервиса), в Google Analytics начинается новая сессия с источником платежного сервиса.

В результате транзакции присваиваются платежному сервису, а не источнику, который изначально привел пользователя на сайт. Как следствие, корректно оценить эффективность источников трафика невозможно.

На скрине ниже видно, что в качестве источников перехода как раз фиксируются платежные системы.

Что в итоге получается? Вы запускаете рекламу, заходите в отчеты и видите, что самый конверсионный источник трафика — сайт платежной системы. Чтобы это исправить, платежные системы необходимо добавить в список исключаемых источников в Google Analytics.

Кроме корректности сбора данных, необходимо периодически проверять, у кого есть доступ к данным в системах аналитики. Важно, чтобы он был только у действующих сотрудников компании и подрядчиков, с которыми вы работаете. Например, недобросовестные бывшие сотрудники могут удалить настроенные цели или добавить фильтры, ограничивающие поступление данных в системы аналитики.


Разумеется, список рекомендаций не исчерпывающий. Но если учесть хотя бы их, большинство данных о поведении пользователей на сайте будут собираться корректно. Поэтому регулярно проводите аудит веб-аналитики и внедряйте необходимые доработки, чтобы правильно оценивать эффективность рекламных каналов и грамотно распределять бюджет. Как результат — отдача от маркетинга будет существенно выше.


Все интересное про диджитал у нас в телеграме, а может быть и у вас: https://t.me/performance_360

Другие хорошие статьи